Мы вахту несли боевую в глубинах советских морей

                                  Мы вахту несли боевую в глубинах советских морей…

В первые же дни войны из числа подводников был сформирован отряд, который  воевал в составе морской пехоты. Военкомат в те дни был переполнен заявлениями добровольцев, требовавших отправки на фронт.

Они шагали в лентах и ремнях

такие беспредельно молодые,

С бессмертною улыбкой на устах,

Пока еще… пока еще живые! 

В сентябре 1942 года по решению Госкомитета обороны две  наши подводные лодки были переданы в состав Северного флота. Для усиления охраны конвоев союзников, которые по ленд-лизовскому договору доставляли нам помощь – боеприпасы, вооружение и продовольствие. В 1942 году на пути союзных конвоев шли боевые действия. Северному флоту, в составе которого находилось всего 22 подводные лодки, предстояло обеспечивать безопасность конвоев, защищать коммуникации протяженностью в 3000 миль.  

                        

                                                                                                      


Государственный Комитет обороны принял решение направить на  Северный флот шесть подводных лодок Тихоокеанского флота.  Выбор пал  и на две камчатские лодки 3-го отдельного дивизиона (поселок Рыбачий): Л-16 (командир  капитан-лейтенант Д. Ф. Гусаров) и  Л-15 (командир капитан-лейтенант В. И. Комаров). Они должны были пройти Тихий океан, Панамский канал, Атлантику, затем Норвежское и Баренцево моря, конечная точка –  Кольский залив, база Полярный. Американское командование заявило, что сможет гарантировать безопасный переход лишь в том случае, если подводные лодки  будут идти в надводном положении по заранее согласованному маршруту. Это должно было уберечь наши лодки от ошибочных атак со стороны самолетов США.

                                                                      gusarov.jpg

Шестые сутки плавания (11 октября) начались как обычно.
Погода в тот день была тихой, солнечной и теплой. Лодки шли в надводном положении. В 11 часов 15 минут  Л-16 была внезапно атакована японской подводной лодкой. В воздух взметнулся  столб воды, дыма и пламени.  Когда дым рассеялся, моряки Л-15 пристально всматривались в водную поверхность в надежде обнаружить кого-нибудь из экипажа торпедированной лодки. В подобных случаях в живых остаются те, кто находится на мостике. Но обнаружить никого не удалось.  Лодка с экипажем в 55 человек затонула. В честь погибших моряков в нашем городе установлен мемориал (памятник – рубка Л-16). И одна из улиц названа именем командира лодки Дмитрия Гусарова.

А подводная лодка Л-15 благополучно прибыла на базу в Полярный и принимала активное участие в боевых действиях против фашистской  Германии.  Подводники совершили одиннадцать боевых выходов в море продолжительностью от 15 до 65 суток. Ставили минные заграждения, торпедировали фашистские миноносцы и танкеры. Как впоследствии вспоминал Владимир Анатольевич Скородумов, старшина электромеханической группы: «Самое сложное было, порой, не потопить вражеский корабль, а суметь скрыться, без потерь уйти после успешной атаки».  Экипажу нужны были и мастерство, и выдержка, и, конечно, мужество, а ведь большинству подводников было в то время чуть больше двадцати! И сегодня на задаваемые порой удивленные вопросы: "За всю войну ни одного ранения?"  Владимир Анатольевич обычно отвечает: "Мы, подводники, не имеем ранений. Мы или живы, или нас нет".

Все дальше уходят в историю героические события, но память о них останется навсегда.