"22-го июня, ровно в 4 часа..."

22-го ИЮНЯ РОВНО В ЧЕТЫРЕ ЧАСА…

22-го июня сны перестали нам сниться,

Ровно в четыре часа враг перешел границу.

Ранним июньским утром, с нами он начал войну,

Подлый кровавый захватчик нашу бомбить стал страну.

Тысячи погибали жители сел, городов,

Первые слезы пролились наших сирот и вдов.

Рушились здания, руины, села горели, хлеба,

Землю родную топтала вражья фашистов нога.

 Голосом Левитана нас призывала встать,

 Всех на защиту Отчизны, Родина наша мать.

 Встала огромная сила, встала на смертный бой,

 С силой фашистскую грозною, биться с проклятой ордой              

                                                                                             

Нам никакой не был страшен план «Барбаросса», «Блицкриг»,

И на защиту отчизны встала страна наша в миг.

Брестская крепость держалась, Киев сражался, Смоленск.  

  За нашу землю родную мстил партизанский наш лес.

Многие месяцы, годы, дней и бессонных ночей,

     Родина наша сражалась и не смыкала очей.

Бились в боях под Москвою, стойко стоял Ленинград

Дрался на волжской святыне город – герой Сталинград.

Холодно, голодно было, но не сдавалась страна,

Все для победы, для фронта нам выдавала она.

Женщины, дети стояли и у станков, и в полях,

Но разгромить и сломить нас было фашистам нельзя.

     Мы победили. Победа! Но забывать нам нельзя,

     Жизнью своей расплатились воины наши не зря.

     Кто не дожил до Победы, умер от ран, иль в боях,

Памятник воинской славы в наших навечно сердцах.

Валерий Родин

stih3

"Вы с нами..."

       "ВЫ С НАМИ…"

Кто в 41-м, а кто в 45-м,

Всю душу вложив, в неделимую страсть.

Сложил свою голову честным солдатом,

Не дав своей Родине в пропасть упасть.

Холодной зимой, или знойными днями,

В болотах, в горах, иль в ковыльных степях.

В землице сырой под седыми снегами,

С морей не пришедших, на кораблях.

Я помню вас в горьких и праведных буднях,

Без  вас мы кончали победно войну.

Без вас запускали мы на небо спутник,

Без вас поднимали в степях целину.

Без вас уходили в безбрежные дали,

Глубины морей покоряли ни раз.

Сильнейшую в мире державу создали,

И землю родную храним мы без вас.

Но где бы мы небыли, в мире безбрежном,

Куда б не достиг, наш всевидящий глаз.

Мы помним о тех, кто за Родину нашу,

В боях полегли, а значит о вас!

Валерий Родин

stih2

Покрышкин Александр Иванович

Покрышкин Александр Иванович

Александр Иванович Покрышкин (6 [19] марта 1913 года, Новониколаевск — 13 ноября 1985 года, Москва) — советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).

Pokryshkin

Биография

Александр Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Отец его был выходец из крестьян Вятской губернии. Семья жила небогато, в не самом благополучном районе города, но это не помешало Саше с самого детства много времени уделять учёбе.

Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. В 1928 году, после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, после конфликта с отцом, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой». С 1931 года — член комсомола.

В Красной Армии с 17 июня 1932 года, доброволец. Был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе мастерству лётчика. Во время отпуска зимой 1938 года он втайне от начальства прошёл всего за 17 дней годичную программу гражданского пилота. Это помогло ему добиться в ноябре 1938 года направления на учёбу в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова, которую он окончил с отличием в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР).

Участие в Великой Отечественной войне

1941

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. Из-за близости к границе его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.

В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, одержав ещё одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин, увидев как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления.

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью.

Участвовал в оборонительной операции в Молдавии, Тираспольско-Мелитопольской оборонительной операции, Донбасской оборонительной операции, Ростовской оборонительной операции и Ростовской наступательной операции. Зимой 1941 года Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, которые были остановлены перед городом Шахты и затем были потеряны советской разведкой. После того, как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, его наградили орденом Ленина.

К середине ноября 1941 года выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне-декабре 1941 года сбил 2 немецких самолёта лично и 1 — в группе.

1942

Продолжал воевать на Южном фронте в составе того же 55-го истребительного авиаполка. «За образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и героизм личного состава» полк 7 марта 1942 года был переименован в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк. Продолжал воевать на Южном фронте, а с июля 1942 года — на Северо-Кавказском фронте. В августе 1942 года назначен командиром эскадрильи. В конце августа 1942 года с полком убыл в тыл для переформирования и переобучения на новые самолёты. Полк осваивал новые типы истребителей, сначала Як-1, а затем поставлявшийся по ленд-лизу американский «P-39N Аэрокобра»

С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина[1], которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.

В 1942 году участвовал в Донбасской оборонительной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. За 1942 год сбил 1 немецкий самолёт лично и 1 — в группе (обе победы — июль-август).

1943

Белл P-39 «Аэрокобра» — самолёт Покрышкина в 1943—1944 годах

air

В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. 8 апреля лётчики-гвардейцы вернулись на фронт и сразу же включились в воздушные сражения на Кубани. 9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100»,"белая сотка", Покрышкин сбил Bf.109.

В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений А. И. Покрышкин проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же А. И. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза (указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года).

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза

Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу.

В июле 1943 года Александр Иванович присутствовал на Краснодарском процессе над пособниками немецких оккупантов.

С ноября 1943 года — заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Кроме воздушных сражений на Кубани, в 1943 году участвовал в Миусской наступательной операции (2 победы) , Донбасской наступательной операции (7 побед), Мелитопольской наступательной операции (1 победа) и в блокировании немецких войск в Крыму (5 побед).

Именно 1943 год стал «звёздным часом» Покрышкина — в этом году он сбил лично 38 самолётов врага. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

1944

А. И. Покрышкин в день награждения третьей звездой Героя в студии Всесоюзного радио с Ю. Б. Левитаном

Pokryshki Levitan

С января по начало мая 1944 года А. И. Покрышкин с полком находился в тылу на переформировании. В феврале 1944 года он получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку. С марта 1944 года он — командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше летать на боевые задания. Он должен был уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

А. И. Покрышкин в день награждения третьей звездой Героя в студии Всесоюзного радио с Ю. Б. Левитаном

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции (в ней одержал 2 последние официально засчитанные ему победы), прикрывал с воздуха наземные части на Сандомирском плацдарме.

1945

В 1945 году полковник А. И. Покрышкин командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.

Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

"Подвиг ваш сохраним"

"Подвиг ваш сохраним"

 

От июня начало войны,

И до мая Победного дня.

Никогда не погасят ветры,

Это вечное пламя огня.

И величием нашей судьбы,

Мы гордиться веками вправе:

41-нам год не забыть!

45-й нам вечно славить!

Преклоняем колено мы,

И скорбим в этот траурный час.

С неизменным волнением в сердце,

Вспоминая сегодня о Вас.

К голосам их прислушайся,

Им поверь до конца.

С их отвагой и мужеством,

Мы сверяем сердца.

Вот из праха восставшие,

Вновь встают они в ряд

По ранжиру, оставшиеся

В свой последний парад.

И сегодня с прискорбием,

Сколько лиц, сколько глаз.

Вспоминаем, скорбим,

Кто погиб ради нас.

Кто дожил до Победы,

Смертью храбрых пал, им -

Подвиг Ваш и заветы,

Мы в сердцах сохраним.

 

Валерий Родин

stih1

 

Мы вахту несли боевую в глубинах советских морей

                                  Мы вахту несли боевую в глубинах советских морей…

В первые же дни войны из числа подводников был сформирован отряд, который  воевал в составе морской пехоты. Военкомат в те дни был переполнен заявлениями добровольцев, требовавших отправки на фронт.

Они шагали в лентах и ремнях

такие беспредельно молодые,

С бессмертною улыбкой на устах,

Пока еще… пока еще живые! 

В сентябре 1942 года по решению Госкомитета обороны две  наши подводные лодки были переданы в состав Северного флота. Для усиления охраны конвоев союзников, которые по ленд-лизовскому договору доставляли нам помощь – боеприпасы, вооружение и продовольствие. В 1942 году на пути союзных конвоев шли боевые действия. Северному флоту, в составе которого находилось всего 22 подводные лодки, предстояло обеспечивать безопасность конвоев, защищать коммуникации протяженностью в 3000 миль.  

                        

                                                                                                      


Государственный Комитет обороны принял решение направить на  Северный флот шесть подводных лодок Тихоокеанского флота.  Выбор пал  и на две камчатские лодки 3-го отдельного дивизиона (поселок Рыбачий): Л-16 (командир  капитан-лейтенант Д. Ф. Гусаров) и  Л-15 (командир капитан-лейтенант В. И. Комаров). Они должны были пройти Тихий океан, Панамский канал, Атлантику, затем Норвежское и Баренцево моря, конечная точка –  Кольский залив, база Полярный. Американское командование заявило, что сможет гарантировать безопасный переход лишь в том случае, если подводные лодки  будут идти в надводном положении по заранее согласованному маршруту. Это должно было уберечь наши лодки от ошибочных атак со стороны самолетов США.

                                                                      gusarov.jpg

Шестые сутки плавания (11 октября) начались как обычно.
Погода в тот день была тихой, солнечной и теплой. Лодки шли в надводном положении. В 11 часов 15 минут  Л-16 была внезапно атакована японской подводной лодкой. В воздух взметнулся  столб воды, дыма и пламени.  Когда дым рассеялся, моряки Л-15 пристально всматривались в водную поверхность в надежде обнаружить кого-нибудь из экипажа торпедированной лодки. В подобных случаях в живых остаются те, кто находится на мостике. Но обнаружить никого не удалось.  Лодка с экипажем в 55 человек затонула. В честь погибших моряков в нашем городе установлен мемориал (памятник – рубка Л-16). И одна из улиц названа именем командира лодки Дмитрия Гусарова.

А подводная лодка Л-15 благополучно прибыла на базу в Полярный и принимала активное участие в боевых действиях против фашистской  Германии.  Подводники совершили одиннадцать боевых выходов в море продолжительностью от 15 до 65 суток. Ставили минные заграждения, торпедировали фашистские миноносцы и танкеры. Как впоследствии вспоминал Владимир Анатольевич Скородумов, старшина электромеханической группы: «Самое сложное было, порой, не потопить вражеский корабль, а суметь скрыться, без потерь уйти после успешной атаки».  Экипажу нужны были и мастерство, и выдержка, и, конечно, мужество, а ведь большинству подводников было в то время чуть больше двадцати! И сегодня на задаваемые порой удивленные вопросы: "За всю войну ни одного ранения?"  Владимир Анатольевич обычно отвечает: "Мы, подводники, не имеем ранений. Мы или живы, или нас нет".

Все дальше уходят в историю героические события, но память о них останется навсегда.